Антипсихотики и диабет

Многие антипсихотики, как классические, так и атипичные, способны спровоцировать возникновение сахарного диабета, особенно если у пациентов имеет место наследственная отягощенность этим заболеванием. Из препаратов, наиболее опасных в плане развития диабета следует отметить производные фенотиазинов, клозапин и оланзапин.

Механизм возникновения сахарного диабета вследствие приема антипсихотиков остается неизвестным. Не очень понятно влияние длительности приема антипсихотиков на развитие диабета, по-видимому, даже если период терапии антипсихотиками ограничивается несколькими неделями или месяцами появление диабета вполне реально, однако, в ряде случаев, у некоторых больных, принимавших антипсихотики на протяжении многих лет, мы можем и не зарегистрировать признаков диабета. Иными словами, для его развития необходима определенная предрасположенность и ее сочетание с особенностями питания или другими внешними факторами, например, такими, как затяжной хронический стресс, а возможно и затянувшееся обострение психоза. По некоторым данным резкое увеличение концентрации инсулина в крови больного после приема больших доз антипсихотиков, может стать пусковым фактором развития диабета. В наибольшей степени такой вариант возникновения диабета характерен для клозапина и менее типичен для классических нейролептиков.

Диагностику диабета у больных с психическими расстройствами усложняет еще и то обстоятельство, что и без лечения антипсихтиками эта категория больных также оказывается склонной к развитию сахарного диабета, поэтому оказывается неясным, что здесь первично: психическое расстройство или лекарственные средства.

Добавить отзыв