Рационально-эмотивная терапия Эллиса

Рационально-эмотивная терапия представляет собой вариант когнитивного реконструирования (Ellis A.,1962; 1973). Согласно автору предложенной терапии эмоциональное поведение можно представить в виде мнемоники «АВС» («модель АСП», «концептуальная схема АСП»), объясняющей и иллюстрирующей роль процессов мышления в эмоциональных расстройствах:

  • А — активирующее событие, активирующий опыт или активация событий и ситуаций, т.е. обычно неприятные или нежелательные внешние события;
  • В (С) — рациональные и иррациональные суждения, мнения, верования и убеждения, принадлежащие данной личности и используемые ею для интерпретации А;
  • С (П) — эмоциональные и поведенческие последствия, вытекающие из личностных интерпретаций А, т.е. неприятные аффективные реакции на события, которые побуждают пациента искать помощи психотерапевта.

Процесс рационально-эмотивной терапии включает в себя:

  • убеждение клиента в состоятельности рационально-эмотивной терапии (изложение теоретических основ и рассмотрение примеров);
  • получение согласия пациента рассмотреть его собственные иррациональные суждения (к последовательности АВС добавляется D — обнаружение иррациональных суждений клиента);
  • обсуждение и оспаривание иррациональных суждений пациента, стимуляция последнего к тому, чтобы он разработал свои собственные аргументы против иррациональных суждений и заменил их более подходящими оценками активирующих событий (стадия эффекта).

В рационально-эмотивной терапии используются такие упражнения, как «упражнения по борьбе с чувством стыда», «диалог с самим собой», различные варианты «оспаривания». Оспаривание (обсуждение, опровержение) является основной техникой рационально-эмотивной терапии. Различают «когнитивное оспаривание» — обсуждение и опровержение с помощью специально разработанных вопросов, которые ставят под сомнение необходимость того, что человек считает необходимым; «эмотивное оспаривание», использующее для опровержения «рационально-эмотивные образы» (представление самого плохого варианта развития событий с последующей заменой неадекватного чувства подавленности на адекватное чувство сожаления) (Maultsby M., Ellis A., 1974) и «поведенческое оспаривание», представляющее собой совершение тех действий, которых пациент избегает, с одновременным убеждением самого себя в том, что его неудачная попытка будет выглядеть не так уж и ужасно. Поскольку рационально-эмотивная терапия особое внимание уделяет суждениям пациента, следует более подробно остановиться на ее определении понятия «иррациональное суждение».

В данном случае под иррациональными суждениями понимаются жесткие эмоционально -когнитивные связи, имеющие характер предписания, требования, обязательного приказа, не допускающего возражения и исключений; нарушения в когнитивной сфере, приводящие к эмоциональным расстройствам, ряду психопатологических синдромов. Отсутствие реализации иррациональных установок приводит к длительным, неадекватным ситуации эмоциям, затрудняет деятельность пациента и мешает достижению его целей.

Выделяются следующие группы иррациональных суждений:

  • суждения долженствования, отражающие мнение, что существуют несколько универсальных ситуаций, когда какой-либо человек или весь мир «должны» пациенту;
  • «ужасающие», катастрофические суждения, согласно которым существуют катастрофические, невыносимые ситуации;
  • суждения обязательной реализации своих потребностей — «надлежит» и «следует», в соответствии с которыми человек должен иметь что-либо для того, чтобы жить или быть счастливым; порицающие, рейтинговые или оценочные суждения.

Помимо этих четырех категорий Эллис составил перечень 12 основных иррациональных идей (отдельные авторы увеличивают число иррациональных суждений до 27 и более).

Двенадцать основных иррациональных идей включают в себя следующие суждения:

  1. «для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих»;
  2. «есть поступки порочные и скверные и повинных в них следует строго наказывать, когда люди поступают плохо или нечестно, они заслуживают порицания, осуждения и наказания, они плохие или омерзительные личности»;
  3. «это катастрофа, это ужасно когда все идет не так, как хотелось бы»;
  4. «все беды навязаны нам извне — людьми или обстоятельствами»;
  5. «если что-то пугает или вызывает опасение — постоянно будь начеку»;
  6. «легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать»;
  7. «каждый нуждается в чем-то, более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе»;
  8. «нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным, успешным, нужно все знать, все уметь, все понимать и во всем добиваться успеха»;
  9. «то, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на нее»;
  10. «на наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать все, чтобы люди изменялись в желаемом для нас направлении»;
  11. «плыть по течению и ничего не предпринимать — вот путь к счастью»;
  12. «мы не властны над своими эмоциями и не можем их не испытывать».

Следует иметь ввиду, что необходимо отграничение двенадцати исходных иррациональных убеждений и атрибуций от глубинных догм, обычно являющихся их источником (Ellis A.,1987). Основные иррациональные суждения отражают определенные опасения человека: страх быть отвергнутым («любовная сентиментальность»): «меня должны любить и поддерживать все, кто мне небезразличен, если этого не происходит, то это ужасно, меня никто не любит» или ожидание какой-либо другой опасности — «следует быть настороженным в отношении неопределенных или потенциально опасных событий».

Как правило, в рационально-эмотивной терапии борьба с иррациональными мыслями происходит посредством когнитивного и эмоционального оспаривания. Эллис (Ellis A., 1952) также выделяет дескриптивные когниции, содержащие в себе чистую информацию о реальности, или когниции, включающие в себя информацию о том, что именно данный человек воспринял в окружающем его мире.

Эллис пользуется психоаналитическим термином кларификация, вкладывая в него свой смысл, понимая под этим прояснение, с помощью которого пациент учится распознавать свои иррациональные установки. Задачей кларификации в данном случае является разделение описаний и оценок, пожеланий и предписаний, прояснение тех логических связей, которые формирую причинно-следственные отношения. Суждения в то же время могут являться формами оценки действительности. Если, что-то действительно происходит, то появляются оценочные суждения, представляющие собой оценку события, отражающие отношения к реальности, выраженной в ее обобщенной оценке, как правило, оценочные суждения оказываются тесно связанными с дескриптивными когнициями. Рациональные суждения отличаются от иррациональных, например, рациональное суждение: «Как неудачно»; иррациональное суждение: «Как ужасно! Это просто катастрофа». Люди могут одновременно иметь два вида суждений. Задача психотерапевта помочь пациенту различать рациональные и иррациональные суждения, так как, в конце концов, психотерапевт предложит обсудить и опровергнуть собственные иррациональные суждения и заменить их более разумными оценками.

Выделяют следующие критерии рационального суждения:

  • рациональное суждение истинно, оно соответствует действительности и качественно и количественно; в его поддержку можно представить доказательства; истинность его можно проверить практически, оно логично, последовательно и согласуется с реальностью;
  • рациональное суждение не является абсолютистским, оно условно или относительно, обычно высказывается в виде пожелания, устремления, предпочтения, но не требования;
  • рациональное суждение ведет к умеренным эмоциям, возможно возникновение и сильных эмоций, но последние не оказывают дезадаптивного влияния на поведение человека;
  • умеренное эмоциональное возбуждение позволяет целенаправленно решать проблему (попытки изменить ситуацию или «активирующее событие»), в то время как недостаточное или выраженное возбуждение мешают ее решению;
  • рациональное суждение повышают степень удовлетворенности жизнью, способствуют самореализации.

В свою очередь, критерии иррациональных суждений выглядят следующим образом:

  • иррациональное суждение неверно;
  • иррациональное суждение является приказом;
  • иррациональное суждение ведет к эмоциональным нарушениям;
  • иррациональное суждение не помогает достижению целей.

С целью выявления иррациональных суждений следует обращать внимание пациентов на частоту употребления таких слов, как «следует» и «должен», особенно если они сопровождаются оттенком требования.

Эллис пытается объяснить тот факт, почему люди мыслят иррационально. Он приходит к выводам о том, что иррациональные суждения возникают вследствие:

  • наличия привычных культуральных стереотипов, закрепленных в языке, сказаниях и песнях;
  • возможности появления внутреннего, возбуждающего азарта, с целью привлечения внимания и получения сочувствия;
  • иррациональность это такое свойство человека, которое предназначено для того, чтобы человек снял с себя чувство вины, обвиняя себя в излишней иррациональности.

В рационально-эмотивной терапии большое внимание уделяется домашней работе пациента, которая обычно включает в себя: предписание чтения, слушания (прослушивание сеанса на магнитофоне пациента), письменные задания (листы самопомощи: Что случилось? Что я чувствовал? О чем я думал? письменные очерки и дневники), задания с использованием воображения, предписание наблюдения за мыслями, предписание релаксации, предписание действий — задания, связанные с необходимостью рисковать и упражнения на преодоление стыда. Последовательность работы психотерапевта в случае рационально-эмотивной терапии может соответствовать следующей модели:

  1. рельефное, подробное описание активирующих ситуаций и событий, при которых было возможно и максимально выражено происходило обострение симптомов заболевания (по нашему наблюдению наиболее эффективно описание 15-20 подобных ситуаций, причем основную часть этой работы целесообразно отнести к домашней работе пациента).
  2. Описание эмоциональных и поведенческих реакций.
  3. Анализ иррациональных суждений
  4. Построение иерархии иррациональных суждений
  5. Бальная оценка нарушений мышления, поведения и настроения
  6. Альтернативные формы, адаптивные формы мышления (когнитивное оспаривание) и поведения, адаптивные эмоциональные реакции.
Категория сообщения в блог: 

Добавить отзыв