Подготовка дошкольников к школе (мета-когнитивные тренинги исполнительного функционирования)

В настоящее время наблюдается растущий интерес к классным и метакогнитивным программам, направленным на улучшение саморегуляции у дошкольников. Подобные программы могут априори быть более успешными у детей младшего возраста из-за большей пластичности соответствующих нейронных сетей. 

Исполнительное функционирование

Планирование, программирование своего поведения, коррекция его результа — все это имеет отношение, к так называемому «исполнительному функционированию» — термину достаточно популярному у нейропсихологов Европы и США. Управляющие функции (EF) — это набор когнитивных навыков высокого уровня, включая рабочую память, «тормозящий контроль» и «когнитивную гибкость», которые лежат в основе целенаправленного поведения. Рабочая память и «тормозящий контроль» — это два основных фактора, которые быстро развиваются в дошкольном возрасте, что приводит к значительному улучшению способности детей контролировать и регулировать свое поведение. Рабочая память позволяет детям сохранять и обрабатывать информацию, а сдерживающий контроль — подавлять отвлекающую информацию или автоматическое, но несоответствующее задаче поведение. В дошкольном возрасте эти два компонента исполнительного функционирования  играют важную роль в подготовке к школе и развитии математических навыков у детей. 

Программы подготовки детей к школе 

В нашем центре мы отметили позитивные  эффекты короткой, состоящей из четырех сессий программы занятий, направленных на улучшение исполнительного функционирования (EF) детей в возрасте 4—5 лет.  Подобные тренинги значительно улучшают и память детей. Причем, этот эффект распространяется  на задачу, разделяющую несколько «поверхностных» элементов с  задачами, для решение которых требуется обучение и продолжает проявляться 3 месяца спустя завершения данной программы. Тренинг, используемый в нашем центре ориентирован на рабочую память, тормозящий  контроль и планирование. Обученные дети значительно улучшили свои показатели по различным нетренированным показателям внимания, когнитивной гибкости, речи и математики. 

Как оценить результаты мета-когнитивного тренинга дошкольников? 

Мета-когнитивный тренинг дошкольников должен улучшить показатели исполнительного функционирования, а не просто помочь решить конкретные задачи. В нашей оценке результатов эффективности этих программ мы используем данные нейрофизиологических исследований, включая когнитивные вызванные потенциалы, а также показатели нейропсихологического обследования. Потенциальное влияние мета-когнитивных тренингов, вероятно, обратно пропорционально времени и усилиям, необходимым для улучшения исполнительного функционирования, поэтому особый интерес представляет эффективность более коротких программ обучения (4—5 сессий). Стоит отметить, что попытки проведения дистанционных мета-когнитивных тренингов у дошкольников показали их бесперспективность, отсюда мы сделали вывод о возможном дистанционной тренинги, начиная с возраста 7 лет. 

Краткое описание тренинга 

Для того, чтобы поддерживать интерес детей к заданиям, стимулы менялись между сессиями (например, от животных из джунглей до животных на ферме). Мы использовали четыре обучающих задания. Два целевых аспекта рабочей памяти: задача «Шесть ящиков» и задача One-back; два целевых аспекта ингибирующего контроля: контроль интерференции (задача Фланкера) и ингибирование реакции (задача Go/No-Go). Каждое задание длится примерно 5 мин. Поскольку известно, что успеваемость дошкольников варьируется в рамках учебных заданий EF (van Bers et al., 2011), мы стремились свести к минимуму вариации внутри задачи, используя адаптивный режим обучения между каждой сессией, так что, если дети были точны в 75% или более проб за сессию, уровень сложности для конкретной задачи увеличивался в следующей сессии. Задачи выполнялись в том же порядке: «Шесть ящиков», затем задача «Фланкера», задача «Один назад» и задача «Идти/нет».

Тренировка рабочей памяти  

Задание «Шесть ящиков»: детей просят найти награды (например, наклейки), спрятанные за шестью различными предметами (например, цветными коробками). Начнем с того, что все предметы скрывают награду. Если дети выберут правильный предмет, награда будет раскрыта. Если они были неправильными (например, при выборе объекта, который они уже искали), награда считается не  обнаруженной. Таким образом, дети могли найти награду только за предметами, которые еще не были открытыми. Между испытаниями объекты перемещали так, чтобы их расположение отличалось от предыдущего испытания. Дети выполняли это задание дважды подряд на каждом занятии. Игра закончилась, когда дети нашли все награды. Зависимой переменной было количество попыток найти все элементы в обеих задачах. В первой тренировке ISI длилась 4000 мс. Если дети набрали 75% правильных ответов или выше. 

Одноразовое задание: детям показывали серию изображений (например, животных) по одному. Детям предлагалось прикоснуться к изображению на экране, если оно соответствует изображению, появившемуся в предыдущем испытании. Дети выполнили три блока из 20 тестовых испытаний (одна треть из которых была «хитовыми», при этом показанное изображение также появилось в предыдущем испытании и, следовательно, требовало ответа). Зависимой переменной была точность попадания. Изображения были представлены в течение 2000 мс с ISI 1000 мс. Если дети были точны в 75% или более испытаний, ISI на следующем сеансе увеличивалось на 1000 мс (до максимального значения 3000 мс).

Тренировка контроля торможения 

Фланкерное задание: детям предлагали линию из 5 стимулов (например, ракет) и просили указать, в каком направлении был обращен центральный стимул (влево или вправо). Дети выполнили три блока по 20 тестовых проб. Половина испытаний была конгруэнтной (все стимулы были направлены влево или все направо); и половина были неконгруэнтными (средний стимул был направлен в противоположную сторону от фланговых стимулов). Стимулы предъявлялись в течение 4000 мс с фиксацией между попытками длительностью 1000 мс. Если дети были точны в 75% или более попытках за сеанс, время, в течение которого стимулы появлялись на экране, сокращалось на 1000 мс (минимум до 2000 мс).

Задача «идти/не идти»: дети должны были прикоснуться к серии стимулов, появляющихся на экране (например, рыба), но не реагировать, когда появлялся конкретный «запретный» стимул (например, акула). Дети выполнили три блока по 20 тестовых испытаний (соотношение «годен: непригоден» 2: 1). В первом сеансе стимулы появлялись на экране в течение 2000 мс. Если бы дети были точны на 75% больше непроходных испытаний, это время уменьшилось бы до 1500 мс и снова до 1200 мс.

    Задачи активного управления 

Задание требовало от детей решить, были ли две картинки одинаковыми или разными; вторая задача требовала от детей поиска определенного изображения среди отвлекающих факторов (например, «найти кошку на дереве»); а третье задание требовало от детей решить, на какой из двух картинок больше объектов. Контрольные задания использовали те же стимулы и длились такую ​​же продолжительность, что и обучающие задания.

Мы знаем как помочь! Позвоните нам! Наш телефон
Категория сообщения в блог: 

Записаться на прием

Добавить отзыв