Опубликовано
Перед исследователем истории психотерапии неминуемо встает ряд вопросов. Возможна ли какая – либо систематизация знаний по этой проблеме? С какой даты или события следует начать изложение истории психотерапии? Представляет ли этот вопрос самостоятельную область исследования или является лишь фрагментом истории теологии, медицины или психологии? В истории развития психотерапии, на наш взгляд, можно выделить несколько периодов: древний ( «магический»), теологический ( религиозный), философский, медицинский, психологический и этап ее становления в качестве самостоятельной науки. Причем каждый последующий период включал в себя все те положительные и отрицательные моменты, который были привнесены предыдущим этапом развития психотерапии. Сегодня, в калейдоскопе современной психотерапии можно найти фрагменты каждого этапа развития этой области знани
Основные периоды развития психотерапии
- Древний («магический»)
- Теологический
- Философский
- Медицинский
- Психологический
- Становления самостоятельной науки
Поскольку проблема «лечения души» всегда привлекала внимание человека, то логично предположить, что истоки психотерапии следует искать в глубокой древности. Этот древний этап развития психотерапии некоторые исследователи называют «магическим периодом». ( Alexander F., Skelesnick S., 1966), так как в «магии» целителей, шаманов, знахарей и колдунов были заметны различные формы и способы влияния на психическую жизнь человека, родственные психотерапии. Зачастую тот, кто оказывал помощь душе, сам должен был пройти через испытания, и болезни, суметь справиться с ними и знать цену страдания. Собственная болезнь целителя и излечение от нее, как правило, считалось необходимым условием для общего признания права на исцеление другого человека. Шаманы обучались различным ритуальным манипуляциям, жертвоприношению, знакомились с системой табу, умению входить в измененное состояние сознания, «грезить наяву». Особое внимание уделялось таким внешним атрибутам исцеления, как раскрашивание тела определенной краской, одежда целителя, его атрибуты ( жезлы, амулеты, талисманы и т.д.). В большинстве случаев предполагалось, что болезни возникают вследствие воздействия демонических сил. Магический этап характеризовался долгим периодом интеграции лечения души и тела. В общем следует отметить, что «магически – суггестивные ритуалы исцеления практиковались свыше 40000 лет».
Психотерапевтические приемы древних целителей
- Ритуальные манипуляции
- Жертвоприношения
- Система табу
- Использование измененных состояний сознания
- Использование внешних атрибутов процесса исцеления (внешний вид целителя, его авторитет, окружающая обстановка и т.д.)
- Контакт с демоническими силами
- Использование лекарственных трав, музыки, танца, воздействие на тело страдающего человека.
С возникновением первых цивилизаций ( Месопотамия, Древний Египет ), начиная приблизительно с четвертого тысячелетия до нашей эры, с появлением первых служителей религиозного культа – жрецов, способы лечения «души» усложняются и становятся прерогативой тех, кто непосредственно служит культу. В древнем Египте особые жрецы - Ассипу для врачевания души использовали различные заклинания, жрецы Ассу -практиковали воздействие с помощью рук .
Между магическим и религиозным периодом развития психотерапии сложно провести какую – либо грань. Различные астрологи, оракулы, гепатоскописты, являются представителями того времени, которое отделяет древних целителей от служителей религиозных культов, поэтому наряду с ворожбой, гаданием и опосредованным лечением, например, покрытыми сахарной оболочкой таблетками, соседствуют заклинания и особое значение придается искуплению освобождению от греха. Жрецы Египта ( Имхотеп) не только придавали значение искуплению вины страждущего (обращалось внимание на перенос вины от больного к целителю), но и уделяли особое внимание атмосфере храма, терапии с помощью искусства и путешествий. Кроме того, появились первые трактаты и систематизированные тексты, посвященные лечению психических расстройств. В папирусе Эберса говорится: «Действенно лекарство вместе с колдовством, действенно колдовство вместе с лекарством».
История донесла до нас имена целителей того времени, таких как Рабби Ами, Рабби Ханах и Рабби Ази. В древней Персии на основании учения Заратустры, составлялись различные заклинания, люди, владевшие ими, становились духовными врачами. Религии древнего востока подчеркивали значимость осознания губительного процесса старения и болезней, важность здорового образа жизни. В каждой религии признавалась роль особых состояний сознания, например, таких как медитация, а также тем способам, с помощью которых можно было входить в эти состояния ( молитва, созерцание и т.д.).
В Ассиро – вавилонской и иудейско – ветхозаветной культуре наблюдается отождествление болезни и греха ( ассирийское слово – «Shertu» - обозначавшее слово болезнь означало также и слово грех), а настоящим целителем мог быть только человек, посвященный в особый религиозный сан.
Сложившиеся религиозные течения, иудаизм и позже христианство, утверждали, что здоровье и болезнь человека зависят от Бога, следовательно, и исцеление становится возможным только благодаря ему и с его помощью. Наряду с жертвоприношением животных, возникают особые формы контакта с Богом, через священные писания ( талмуд, библия) и через его проповедников. Все большего совершенства достигает искусство исповеди и если болезнь – кара за грехи, то особое значение придается осуждению черных сил, других людей за греховные сны, поступки, помыслы и т.д. (следует отметить, что согласно христианству сердце является является источником чувств) . В этот период существенное внимание уделяется диете, различным вопросам, связанным с социальной гигиеной.
Со времени возникновения теологии, «лечении души» стало окончательной прерогативой представителей различных религий, сначала восточных, затем иудаизма, христианства, ислама и т.д.
Греческая эра открыла мир философии, а материалистическое и идеалистическое видение мира нашло отражение в трактатах Аристотеля и Платона. По настоящему исцеление души было доступно только обеспеченным людям. Так особое обучение философии, «Педагогическая медицина» Платона являлась частью воспитания привилегированного класса людей. «Прекрасные речи хорошего врача», описываемые Платоном в «Законах» требовали философской подготовки и философской установки, искусство убеждения софистов входило в процесс лечения болезней. В это время появились попытки найти органическое начало болезней души, место ее локализации. Возникают особые храмы, в которых исцеление больных соседствует с принципами гигиены того времени и древнегреческий бог Асклепий почитается наряду с богиней здоровья – Гигеей . В храмах Асклепия практикуется исцеления в форме исцеляющего храмового сна. В то же время в оргиях культа бога вина - Диониса просматриваются элементы катарсиса. Особое значение приобретает риторика, врачебная беседа приравнивается к искусству. Диалектический метод Сократа ( «повиальное искусство мужей) помогает объяснить многие стремление человека, раскрывает причинно – следственные связи между событиями и явлениями. Не случайно диалог Сократа является атрибутом рациональной и других методов современной терапии психических расстройств.
Начиная с периода древней Греции в истории психотерапии можно проследить два течения: идеалистическое ( Платон – «идеалии», Св. Августин – «откровения о душе», Бинсвангер - дазайнанализ, Фрейд - психоанализ, Юнг – аналитическая психология и т.д. ) и материалистическое ( Гиппократ, Морганьи, Галль, Бехтерев, Айзенк, Уолп, Бандура и т.д. ). Мир легенд и мифов древней Греции, населенный богами и людьми предоставил свод тех правил морали, которые облегчали жизнь людей того времени.
В древней Италии философия оказывает все большее влияние на медицину и на лечение с помощью различного рода воздействий на психику человека
Отзывы
Светлана 08.01.2022
Добавить отзыв