Побочные эффекты психотропных средств часть 0 - блог доктора Минутко

В отечественной литературе не так уж часто выходят в свет монографии, посвященные побочным эффектам психотропных препаратов, однако, значительное распространение последних подчеркивает значимость этой проблемы с одной стороны и недостаточное внимание отечественных психиатров к этой проблеме – с другой. К сожалению, большинство статей, посвященных побочным эффектам и осложнениям терапии психотропными средствами, часто пишутся по заказам фармакологических кампаний и, рекламируя тот или иной препарат, компания «затеняет» его недостатки, но зато ярко преподносит достоинства, в сравнение с другими психотропными средствами. Помимо таких известных общеизвестных и часто встречающихся побочных эффектов психотропных средств, как: экстрапирамидная симптоматика, гиперпролактинемия, метаболический синдром, сексуальные расстройства, зависимость от бензодиазепинов, в специальной медицинской литературе сравнительно редко описываются другие ятрогенные осложнения терапии психических расстройств. На мой взгляд, врачи недостаточное внимание уделяют серотонергическому синдрому, синдромам отмены антипсихотиков и антидепрессантов, тератогенному эффекту психотропных препаратов, разнообразным дерматологическим, эндокринологическим, гастроэнтерологическим и сердечно-сосудистым нарушениям, возникающим в процессе лечения психических расстройств психотропными препаратами. Исходя из моего прошлого опыта, можно сказать, что наиболее частые побочные эффекты при отмене классических нейролептиков фенотиазинового ряда, если последние непрерывно принимались более  года, проявляют себя в виде таких симптомов, обычно кратковременных, как сонливость или легкое беспокойство, тошнота или снижение аппетита. Сегодня психиатр, который собирается отменить пациенту психотропные средства предпочитает не рисковать и, как правило, перестраховывает себя, продолжая терапию этими препаратами иногда значительно больший срок, чем это требует течение болезни. При отмене психотропных препаратов не всегда удается дифференцировать начало обострения психического расстройства от синдрома отмены, своего рода, абстинентного синдрома, особенно, если речь идет о первых двух неделях после прекращения приема препаратов. Исходя из моего опыта, не стоит опасаться рецидива психического расстройства после длительной, например, в течение года терапии антипсихотиками, по крайней мере, на протяжении первых двух-трех недель абстинетного периода и следует дождаться «ухода» его симптомов. Рецидив наблюдается гораздо позже (один – два месяца). Наиболее частые симптомы отмены антипсихотиков: тошнота и снижение аппетита, реже встречаются головные боли, потливость, снижение артериального давления, нарушения сна, беспокойство или даже тревога с элементами ажиатации, поздние дискинезии, еще реже: озноб, миалгии, парестезии или гипералгезии. Обычно эти симптомы проявляются в первые три – четыре дня после отмены антипсихотика и затем самостоятельно проходят через две недели.  «Синдром отмены антипсихотиков», по моим данным, отмечается не менее чем у 40% больных, получавших до этого эти препараты на протяжении длительного периода времени. Интересно отметить, что побочные эффекты терапии, особенно, в виде гастроэнтерологических симптомов, периодически проявляли себя и до отмены психотропных средств.  Говоря об атипичных антипсихотиках, следует подчеркнуть более выраженные экстрапирамидные симптомы после отмены респеридона: острая дистония, дискинезия или акатизия, последние два синдрома нередко задерживаются на гораздо более поздний период времени чем две недели и иногда требуют даже специальной терапии (ПК-Мерц, акатинол, большие дозы витамина Е и пр.). Риск возникновения поздней дискинезии обычно возрастает с увеличением возраста, у больных женского пола,  особенно, склонных к аффективным расстройствам, а также у пациентов с остаточными явлениями органического поражения мозга, дисциркуляторной и токсической энцефалопатией, сахарным диабетом второго типа и у тех больных, которые в прошлом демонстрировали экстрапирамидные побочные эффекты. Отмечу, что обострение симптомов поздней дискинезии нередко сопровождается симптомами дисфории и может спровоцировать рецидив психического расстройства. В литературе, посвященной синдрому отмены вследствие прекращения длительной терапии атипичными антипсихотиками, лучше всего описаны эти проявления после отмены клозапина. Здесь симптомы отмены проявляются на второй – третий день отмены и обычно продолжаются на протяжении двух недель в виде тревоги, бессонницы, моторного беспокойства,  тошноты и даже эпизодов легкого изменения сознания, редко встречаются тики и ослабленные в своей выраженности симптомы синдрома Жиль Ла Туретта. При отмене клозапина могут наблюдаться и симптомы серотонинергического синдрома, особенно, если длительная терапия этим препаратом сочеталась с назначением антидепрессантов из группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС).

Добавить отзыв

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки